В конце августа Россию посетила Юки Китани, специалист по продажам подразделения фотополимерных материалов японского химического концерна Toyobo. Вместе с руководителем отдела этикетки и гибкой упаковки компании «ЯМ Интернешнл» Фархадом Юзикаевым она побывала в редакции журнала «Флексо Плюс». Мы расспросили гостей о текущем положении дел, последних разработках и планах на будущее.


— Юки, Вы довольно часто бываете в России в качестве представителя компании Toyobo. Расскажите, пожалуйста, о своей карьере.
Юки Китани: В университете я изучала химию, и Toyobo стала первым местом работы для меня 14 лет назад. Первые 6 лет я занималась исследованиями в области фотопроцессов — не только для фотополимеров, но и для других материалов. После этого перешла в отдел продаж, где работаю с 2010 г. представителем по продажам в Европе и России. Вот и вся моя карьера.
Компания Toyobo выпускает только водовымывные фотополимерные пластины, и мы начали это делать более 30 лет назад, о чем, к сожалению, мало кто знает. Мы твердо верим, что за ними будущее, и хотя во всем мире на флексографском рынке пока еще доминирует традиционная сольвентная технология, тенденция к использованию более экологичных способов прослеживается весьма отчетливо. В этом году мы стали продвигать наши водовымывные пластины более активно.

— Какие продукты Toyobo наиболее популярны?
ЮК:
Наибольшим спросом пользуются наши пластины для узкорулонной печати. За последние два года мы выпустили новые водовымывные материалы, обеспечивающие высокий краскоперенос, улучшенное качество градаций. Также мы начали модифицировать наше производство для флексографии, чтобы выпускать пластины бόльшего размера. И начинаем поставлять в Россию пластины не только для узко-, но и для широкорулонной флексографской печати.

— Все ведущие поставщики постоянно ведут разработки в области формных материалов, особенно это касается флексографских пластин — плосковершинные точки, микроструктурирование поверхности и т. п. Как обстоят с этим дела у Toyobo?
ЮК:
Конечно, мы следуем тенденциям рынка и запросам наших клиентов, из которых самый главный — высокое качество печати. Два основных момента, из которых оно складывается — это плавные переходы растра, как в офсете, и высокий краскоперенос. Они должны идти в хорошей комбинации друг с другом. Для их обеспечения плоские точки и микрорастрирование поверхности формы могут быть очень полезны, поэтому, конечно, мы их используем, но также нам необходимо постоянно работать над составом самого фотополимера. Ведь он основа, и если она недостаточно хороша, то никакие дополнительные техники не помогут.

— В последнее время большая активность наблюдается на гофрокартонном рынке, выпускаются новые очень мягкие пластины. Вы тоже работаете в этой области?
ЮК:
Гофрокартон всегда был очень сложным рынком для нас из-за толщины пластин. Однако сейчас в этом сегменте стали использовать все более тонкие пластины. К тому же печатные дизайны в этой области не отличаются особой сложностью, а значит у нас нет возможности показать наши преимущества, заключающиеся в высоком качестве получаемого изображения. Таким образом, гофрокартон — не совсем наша ниша.

— Расскажите, пожалуйста, о процессе вымывания ваших пластин. Мы слышали, что некоторые производители водомывных пластин стали делать это без добавления детергента.
ЮК
: Для высокой печати у нас уже есть материал, не требующий никаких дополнительных добавок при вымывании. Для флексографии же он находится в процессе разработки и появится на рынке очень скоро — буквально в конце этого года. Однако должна сказать, что та фотополимерная композиция, которой необходимо для вымывания добавление детергента, намного лучше. А если учитывать тенденцию рынка ко все большему использованию красок с низкой миграцией, а в будущем — переход к водным краскам, то полимеры, вымываемые только водой, не имеют особых перспектив, ведь у них не будет достаточной стойкости к водным краскам.

— Как Вы оцениваете ситуацию на рынках России и стран СНГ? Мы знаем, что в Белоруссии есть много клиентов Toyobo.
ЮК:
Да, Белоруссия — более экологически ответственная страна, и мы рады, что наша продукция пользуется здесь спросом. В то же время в России ситуация несколько иная, честно скажу — это один из самых сложных рынков для нас. Мы должны больше работать над улучшением наших продуктов в ответ на требования рынка.

— В каких странах наиболее активно используются пластины Toyobo?
ЮК:
Мы выпускаем пластины для флексографии и для высокой печати, и их потребление сильно различается в разных странах. Главный рынок для пластин высокой печати — Китай, там до сих пор используется большое количество машин высокой печати. Помимо нас эти пластины выпускает Toray, Flint Group и Kodak, и доля Toyobo в этом сегменте на азиатском рынке — около 50% и примерно столько же у Toray. Если далее говорить об Азии, то Индонезия и Малайзия — очень перспективные рынки для флексографии, особенно Индонезия, где рынок сейчас очень активно растет. Что касается Европы, то здесь лидируют страны Бенилюкса, мы пытаемся расти в Германии и Финляндии. Хотела бы отметить Польшу — очень быстро растущий рынок, а также Венгрию.
Турция — очень хороший для нас рынок, хотя в настоящее время экономическая ситуация там нестабильна.

— Toyobo сотрудничает с «ЯМ Интернешнл» уже 16 лет. Что вы можете сказать об этих долгосрочных отношениях?
ЮК:
Очень важно найти хорошего партнера, который будет оказывать квалифицированную поддержку как с технической стороны, так и в плане продаж, отлично разбирается в ситуации на локальном рынке. Специалисты «ЯМ Интернешнл» прекрасно знают полиграфический рынок России и стран СНГ. И хотя их изначальная специализация — это офсет, но накопленный за эти годы опыт и знания в области флексографии позволяют оказывать техническую поддержку нашим клиентам.

— Расскажите о планах по продвижению пластин Toyobo в России. Это семинары или что-то другое?
ЮК:
В каждой стране — свои способы продвижения. Например, в Японии семинары не работают, так как слушатели считают, что это чистая реклама и поставщики рассказывают только о преимуществах своих продуктов, то есть честную информацию там получить невозможно. Поэтому эффект получается только через персональные контакты и обмен опытом между пользователями. В России же наоборот — семинары приносят очень хорошие результаты, поэтому мы будем их проводить.

— Фархад, расскажите, пожалуйста, о ваших планах и проектах — над чем вы сейчас работаете?
Фархад Юзикаев:
Мы меняем стратегическое направление нашей работы. Основные наши клиенты — типографии, занимающиеся печатью этикетки. В сотрудничестве с Toyobo мы разработали новое направление, решили направить фокус внимания в сегмент широкорулонной печати.
Еще на выставке drupa 2016 г. компания Toyobo анонсировала пластины для широкорулонной печати. Разработанные новые пластины с более высоким разрешением и улучшенными характеристиками в процессе промышленного тестирования показали очень хорошие результаты при печати спиртовыми красками на широкорулонных машинах, для которых характерна высокая скорость печати и определенные сложности с запечатываемыми материалами. Такой результат позволил принять решение о приоритетном продвижении данных пластин.
Реализация данного проекта стала возможной благодаря уже двухлетнему сотрудничеству с производителем допечатного оборудования из Стамбула. Этот производитель имеет большой опыт работы с компанией Toyobo, хорошо знает особенности водовымывной технологии и учитывает их конструктивно. Появившееся в линейке оборудование формата 900×1200 мм позволило нам обратить внимание на новый сегмент полиграфического рынка. В итоге мы создали пакет специальных предложений для широкорулонных типографий, включающий в себя как оборудование, так и специальные цены на формный полимер, учитывающие объем потребления, характерный для широкого рулона.
Первая серия тестов проведена в нескольких типографиях России и Белоруссии. По итогам стало понятно, что качество пластин благодаря наличию плоской точки обеспечивает стабильный результат и повторяемость тиража. Однако необходимо более широкое промышленное тестирование. Как я сказал ранее, мы не могли предложить водовымывное оборудование большого формата, а использование сольвентных процессоров, которыми, как правило, оснащены широкорулонные типографии, не годится по ряду причин: водовымывной полимер не растворяется, а вымывается, поэтому для его обработки требуются более жесткие щетки, чем в сольвенте, нужна система фильтрации, отделяющая остатки полимера из рабочего раствора.
Работы по изменению узлов оборудования требуют больших усилий, такая практика у нас тоже есть, однако в настоящий момент мы формируем очень интересное предложение для типографий, заинтересованных в промышленном тестировании. Мы можем поставить необходимое формное оборудование на условиях, близких к аренде. Это предотвратит риски для клиента и исключит первоначальные затраты на оборудование.
В ближайшее время такое предложение будет окончательно сформировано, и мы начнем продвигать его на рынок.

— А репроцентры? Работают ли они с водовымывной технологией?
ФЮ:
В основном — с формами высокой печати, для конгрева, для типоофсета, но весьма активно. Достаточно большой рынок типоофсета у нас в С-Петербурге. Есть клиенты на Урале — всевозможная печать по пластиковой таре, по готовой экструзионной тубе.
Но если говорить про флексоформы, то в России пока есть только один репроцентр, который полностью работает на наших пластинах — DPI в Краснодаре. А за рубежом это действительно развивается, в той же Турции, где мы были, когда ездили к производителю оборудования, есть репроцентры, которые работают 50 на 50 с водовымывными и сольвентными пластинами с тенденцией к увеличению первых. В этом не последнюю роль играют государственные программы защиты экологии, которые в нашей стране, к сожалению, еще не получили должной реализации.