Небольшая заметка о том, как колориметрическая настройка печатного процесса повышает технологичность: приладка сокращается, разнотон уменьшается, попадание в цветопробу улучшается, а краска в некоторых случаях еще и экономится.

Колориметрическая настройка печатного процесса позволяет не только добиваться правильной цветопередачи, надежного попадания в стандартные цветопробы, но и заметно улучшить и стабилизировать печатный процесс, а также повысить технологичность печати. Поясним на простых понятных примерах.

В целом, колориметрическая настройка состоит из двух важных этапов: калибровки и профилирования. Калибровка осуществляется посредством инструментария, имеющегося в RIP, с помощью манипуляций с площадью растровой точки, воспроизводимой на используемых пластинах: так достигается соответствие тонопередающих кривых (TVI или растискивания) кривым, прописанным в стандартах ISO и ГОСТ. А именно кривые ISO и ГОСТ заложены в стандартные профили цветоделения. Таким образом, калибровка приближает печатника именно к тем полутонам, что задумал заказчик. Правильный накат красок по колористике и балансу завершает решение задачи верной цветопередачи. Тем не менее, колориметрическая настройка не исчерпывается полностью калибровкой: калибровка не влияет на качество сепараций и не влияет на треппинг – краски и их полутона в наложениях. На этом этапе задействуется профилирование. Хорошие icc-профили не только довершают колориметрическую настройку в части управления красочными наложениями, но также заметно повышают технологичность красочных сепараций таким образом, что и печатнику проще выдержать цвет, и приладка сокращается, и разнотон меньше, и в цветопробу попасть проще, и в некоторых случаях еще и краска экономится.

Продвинутые верстальщики знают секреты технологичных сепараций, но, к сожалению, отнюдь не всегда приходится работать с продвинутыми заказчиками. Не редки случаи, когда у заказчиков красочные сепарации откровенно не соответствуют стандартному печатному процессу красками евротриады, встречается цветоделение и по американским стандартам, включенным в Photoshop по умолчанию, и цветоделение по Adobe Euroscale и Adobe Eurostandard, которые так же не соответствуют «евростандарту» ISO 12647-2 и ГОСТ Р 54766: в них и колористика красок чужая, и кривые растискивания не согласованы с балансом серого. И хотя с точки зрения цифровой цветопробы качество сепараций CMYK не имеет значения, тем не менее, с точки зрения непосредственно печати правильные сепарации весьма важны.
Простой и наглядный пример: серый цвет, печать монохрома четырьмя триадными красками. Не секрет, что обычные icc-профили цветоделения передают светлый серый цвет только триадными красками вообще без участия черной. Тогда как любой печатник знает, что стабильнее всего серый будет отпечатан совсем другими сепарациями – такими, где черная краска в сером цвете преобладает над всеми триадными. И с помощью правильного профиля цветоделения эта задача отлично решается.

Второй пример: оттенки телесного цвета «не любят» черную краску, зачастую растрирование телесных оттенков с участием черной краски дает на оттисках неприятную сыпь в лицах. И эта задача также успешно решается с помощью правильных icc-профилей цветоделения.

Третья проблема: завышенное суммарное количество краски в 4 сепарациях начинающего заказчика. Колористы прекрасно знают, что TIL=330 ничуть не лучше TIL=300, трехсот достаточно во всех случаях, и большее суммарное количество краски не усиливает тени, а наоборот увеличивает их светлоту и снижает контраст в тенях за счет неоправданного увеличения светлой полупрозрачной последней по порядку желтой краски в наложении. Тем не менее, начинающие дизайнеры почему-то уверены, что нетехнологичный завышенный TIL – это чуть ли не синоним большого цветового охвата и хорошего контраста, хотя на практике все наоборот.

Если заказчик по каким-то причинам не справляется с технологичным цветоделением, в глубоком черном у него – сплошная осветляющая желтая, в лицах – черная сыпь, а в сером, наоборот, нет черной краски – решить задачу с выборочным или тотальным переделиванием входящих макетов на стадии препресса типографии – не такая уж и сложная задача, реализована на практике во многих типографиях. Когда цветовые профили для подобной работы используют точное цветовое описание наложений именно наших и никаких иных печатных красок, мы убиваем сразу двух зайцев на этом этапе: и точность цветопередачи возрастает, и технологичность печатного процесса выходит на новый качественный уровень. В случае же с серым цветом с преобладанием черной краски в сепарациях еще и ощутимо экономятся цветные краски.

По этой причине компания «ЯМ Интернешнл», помимо прочих технологических решений, предлагает клиентам полную колориметрическую настройку печатного процесса, включающую как калибровку по стандарту, так и технологичное профилирование откалиброванного процесса. В наличии имеется необходимое измерительное оборудование, все технологи «ЯМ Интернешнл» прошли обучение по колориметрической настройке печати и имеют четкое представление о том, как существующие технологии формируют правильный цвет и технологичность красочных сепараций, повышают предсказуемость и стабильность в триадном офсете.

Михаил Сартаков, специально для сайта www.yam.ru