Московская компания «Буки Веди» имеет редкую для российского полиграфического рынка специализацию – печать малотиражных книг. Типография «Буки Веди» уже более 10 лет держит на рынке лидирующие позиции. В начале 2014 г. в типографии, до этого использовавшей только цифровую печать, была установлена листовая офсетная машина Komori Lithrone S529. Об особенностях бизнес-модели компании и причинах внедрения офсетной печати рассказал технический директор Михаил Авраменко.

Печать книг – одна из областей полиграфии, в которых отмечается тенденция к падению спроса. Почему именно она была выбрана в качестве основной специализации типографии «Буки Веди»?
Так исторически сложилось, что этот сегмент был нам близок по предыдущей работе в издательском бизнесе. Мы понимали, что классическая модель работы издательств устаревает, и в условиях реального рынка экономически не эффективна. Печать больших тиражей ведет к затовариванию, неизбежным возвратами и прочим проблемам. В современных, условиях производство книг должно трансформироваться, чтобы быть эффективным. Цифровая печать в этом смысле оптимальна, позволяя изготавливать малые тиражи за разумные деньги. Поэтому мы стали развивать это направление: печать, послепечатную обработку, переплетное производство. В настоящее время, типография оснащена полным комплексом самого современного, высокоавтоматизированного оборудования. Производство работает круглосуточно, услугами субподрядчиков мы не пользуемся.

Какова сейчас структура заказов?
Основные наши заказчики – издательства, частные авторы, частные компании, учебные заведения. Большинство заказов поступают из Москвы, но есть заказчики и в регионах, даже на Дальнем Востоке. Наша концепция – это печать книг малыми тиражами. В производстве монохромных книг мы можем предложить хорошие условия при тиражах до 1000 экз. как в мягкой обложке, так и в твердом переплете. На цифровую печать цветных книг хорошее предложение реально сделать при тиражах до 300 экз. Единичные экземпляры, как при модели on-demand, мы не делаем – принимаем заказы на тиражи от 50 книг. Считаем, что возможности цифровой печати наилучшим образом раскрываются в диапазоне от 50 до 300 экз.
Около 70 % наших заказов – это монохромные издания, потому что стандартные книги – это, прежде всего, текст. Такие издания доступней, а значит, более массовые. Примерно 80 % книг брошюруются с клеевым бесшвейным скреплением.

Вы были одними из пионеров в своем сегменте рынка. С какими проблемами пришлось столкнуться, развивая бизнес?
Когда мы только начинали, на рынке было очень предвзятое мнение относительно качества цифровой печати. Эта технология тогда ассоциировалась с небольшими «салончиками», располагавшими одной-двумя машинами, которые делали и листовки, и визитки, и прочую продукцию. У них не было хорошего послепечатного оборудования, серьезных технологий. Книги печатались в основном на ризографах, поэтому качество их было очень низкое. Постоянно возникали проблемы: ламинированная пленка отслаивалась, КБС было недолговечным, а твердый переплет изготавливался вообще «на коленках». Печать книг малыми тиражами считалась компромиссным решением, и люди закрывали глаза на качество.
Когда мы вышли на рынок и стали предлагать печать книг малыми тиражами, то столкнулись с недоверием заказчиков. Поскольку цифровая печать была новым, зарождающимся сегментом рынка, то отсутствовала база технологических знаний. Хотя все процессы вроде бы те же, что и при офсете, но из-за мелких на первый взгляд различий, на практике возникает множество проблем. Производители оборудования технологической поддержки не оказывали. По большей части, послепечатное оборудование для офсета и для цифровой печати аналогично, но никто не мог объяснить, что делать с цифровыми отпечатками, чтобы получать нормальный качественный результат. Приходилось самостоятельно осваивать технологию, изучать, открывать, пробовать.
Основное наше конкурентное преимущество заключается в том, что мы делаем малотиражные цифровые книги, которые по качеству не уступают аналогам, напечатанным офсетом. Наши книги не «одноразовые», у них не «волнится» бумага, не заворачиваются обложки и т.д. Накопленные годами знания и опыт позволяют работать максимально эффективно. Заказчик получает только ту продукцию, в качестве которой мы уверены. Сейчас привлекать заказы стало уже проще, так как не приходится долго убеждать, что результат будет качественным.

Сегодня почти каждая офсетная типография располагает хотя бы небольшой цифровой машиной, но покупка офсетной машины цифровой типографией – явление редкое. Каковы причины освоения новой технологии?
Офсетную машину мы купили для печати цветных книг тиражом от 300 до 1000 экз., так как с цифровой печатью не могли предложить адекватную рынку цену в этом сегменте. С появлением офсета технологический процесс у нас удлинился, но для выхода на новый уровень этот шаг был необходим. Работа по аутсорсингу нам принципиально не интересна, так как невозможно выполнять большое число заказов, когда основная технологическая операция – печать – выполняется на стороне. В этих условиях невозможно контролировать качество и сроки, поэтому мы продаем только то, что сами делаем.
В настоящее время освоение офсетной технологии еще не закончено, мы постоянно открываем для себя что-то новое. Но уже очевидно, что цифровая печать и офсет не мешают друг другу. Поэтому, если будет стабильный спрос на издания тиражом до 1000 экз., станем развивать и офсетное направление.

Чем обусловлен выбор модели офсетной машины?
Мы не были глубоко знакомы с технологией и рынком офсетных машин, поэтому при выборе оборудования первоначально ориентировались на отзывы пользователей. Главным критерием стало минимальное время на приладку, так как тиражи у нас короткие. Второй принципиальный критерий, также связанный с короткими тиражами, – это экономия бумаги на приладочные процессы. Если при тираже 500 листов, 200 листов уходит на приладку, то это ломает всю идею. Третий критерий связан с тем, что основным нашим приоритетом является качество продукции, поэтому мы искали решение для максимально качественной печати сюжетов любого уровня сложности без свойственных офсету проблем, вроде шаблонирования.
Мы самостоятельно смотрели в работе печатные машины разных марок и моделей. Когда увидели, как работает Komori Lithrone S29, поняли, что для этой машины нет технологически проблемных макетов, и качественно напечатать можно будет любую продукцию. Наш, пусть и пока небольшой, опыт работы на новой машине подтверждает это. С машиной Lithrone S29 у нас нет причин отказываться от заказов из-за их технологической сложности! Самых добрых слов заслуживает и компания-поставщик оборудования – «ЯМ Интернешнл», неукоснительно выполняющая все взятые на себя обязательства.

Каковы планы развития типографии?
Мы не строим долгосрочные планы, просто следим за тенденциями рынка, новинками и постоянно развиваемся. Возможно, в России нет второй такой типографии по скорости роста. Наша задача – это качественное изготовление книг, и с этого рынка мы не планируем уходить. Постоянно модернизируем производство, что-то меняем. Стремимся к максимальной автоматизации и следим за тем, чтобы качество было безупречным.