В июне должность начальника отдела расходных материалов и допечатного оборудования компании «ЯМ Интернешнл» занял Алексей Пирожков. В эксклюзивном интервью он рассказал об актуальных тенденциях на рынке расходных материалов и оценил перспективы его развития.

Вы имеете большой опыт работы в компаниях-поставщиках бумаги для полиграфии, в чем сходство и отличия бумажного рынка в сравнении с рынком расходных материалов?

Это смежные рынки, обслуживающие один и тот же круг клиентов. Уровень конкуренции одинаково высок – борьба идет жесткая, но в основном корректная. При этом работать на рынке расходных материалов сложнее, чем на бумажном, но и интереснее. Во-первых, здесь в разы больше номенклатура товаров, поэтому сложнее ориентироваться в предложениях конкурентов, альтернативных решениях. Во-вторых, с точки зрения технологии бумага более простой и предсказуемый материал, чем расходные материалы. Хотя бумага дороже и на ее долю приходится значительная часть себестоимости готового продукта, стабильность технологического процесса в большей степени зависит от расходных материалов. Проблем с бумагой меньше и они легче прогнозируемы. Соответственно, при продаже расходных материалов приходится значительно большее внимание уделять технологическому сервису вообще, и работе с каждым заказчиком в частности.

Как вы оцениваете ситуацию на рынке расходных материалов?

Следует отметить высокий уровень конкуренции в основных сегментах рынка, а также присутствие большого числа средних и мелких игроков, многие из которых не только не располагают достаточно широкой товарной линейкой и ресурсами для поддержания необходимых складских запасов, но и не предоставляют технологической поддержки. Такие компании предлагают, на первый взгляд, привлекательные цены, но на практике работа с ними связана с высокими рисками, так как все возникающие проблемы типография вынуждена решать самостоятельно. Неудивительно, что после подсчета общих затрат нередко выясняется, что казавшееся таким привлекательным предложение на деле ведет к убыткам. Мы выгодно отличаемся от многих конкурентов тем, что не просто продаем высококачественные материалы, но и помогаем типографиям отладить стабильный технологический процесс, обеспечивающий максимальную эффективность производства и минимальные издержки. Нашим клиентам всегда готовы прийти на помощь высококвалифицированные технологи «ЯМ Интернешнл», а при необходимости – и специалисты компаний-производителей. Мы не просто сотрудничаем с ведущими производителями расходных материалов, но и исповедуем одинаковую с ними философию. Например, покупая у нас CtP-пластины, типография становится партнером не только «ЯМ Интернешнл», но и корпорации Fujifilm, а это дорогого стоит, так как гарантирует высший уровень защиты инвестиций.

Насколько серьезна конкуренция со стороны поставщиков китайских расходных материалов?

Безусловно, они оказывают серьезное ценовое давление на рынок, но надо понимать, что по всем основным характеристикам китайские материалы серьезно уступают европейским. Китайские материалы используют в случаях, когда не требуется высокое качество продукции, то есть когда типография стремится конкурировать только за счет цены. Еще одна проблема – отсутствие у китайских производителей долгосрочной стратегии работы на рынке. Сейчас они стараются, используя дешевую рабочую силу, изготавливать максимально дешевые продукты из сырья среднего/низкого качества без серьезных инвестиций в исследования. В перспективе такая политика обречена на провал, так как в Китае постепенно дорожают и рабочая сила, и материалы, да и темпы развития технологий не оставляют места на рынке тем, кто не вкладывает средства в исследования. Отсутствие серьезной технологической поддержки и достаточных складских запасов у большинства продавцов китайских материалов – еще одна причина задуматься о том, стоит ли рисковать стабильностью бизнеса.

Есть ли смысл предприятиям, выпускающим продукцию среднего уровня качества, использовать качественные европейские материалы?

Безусловно, есть. Покупая дешевые низкокачественные материалы нельзя забывать, что скупой платит дважды. Зачастую типографии не просчитывают, чем для них оборачивается использование дешевых материалов. Если же учесть дополнительные затраты времени и средств на приладку, большие отходы, низкое качество конечного продукта и невозможность его продажи за хорошую цену, то окажется, что немного сэкономив на одном, они много потеряли на другом. Зачастую можно купить материал немного дороже и добиться сокращения себестоимости. Если типография хочет продавать свою продукцию за хорошие деньги, необходимо покупать качественные дорогие расходные материалы. Если же покупается что подешевле, то удел такого предприятия – находиться в низшей рыночной нише без постоянных заказчиков. Качественные материалы минимизируют риски и являются одним из условий стабильности бизнеса.

Как вы оцениваете позиции «ЯМ Интернешнл» на рынке расходных материалов для офсетной печати, в чем конкурентные преимущества компании?

«ЯМ Интернешнл» – это бренд с отличной репутацией. Все в отрасли знают, что наша компания является одной из старейших на рынке и предлагает только качественные решения, ориентированные на реальные потребности клиентов. Очень важно, что мы предоставляем комплексные услуги – материалы, оборудование, программное обеспечение, техническую и технологическую поддержку, что обеспечивает типографиям защиту инвестиций и максимально комфортные условия для развития бизнеса. Конечно, у нас есть сильные конкуренты, но это благо, так как иначе было бы меньше стимулов для развития.

Какие задачи стоят перед направлением, которое вы возглавляете?

Мы должны поддерживать репутацию компании, как минимум, на том уровне, который сейчас достигнут, обеспечивая оперативную поставку материалов в типографии и предоставляя необходимую для их эффективного использования технологическую поддержку. Для дальнейшего развития бизнеса мы планируем расширять продуктовую линейку, а также улучшить использование уже имеющихся ресурсов. Например, помимо основной нашей группы продуктов – CtP-пластин Fujifilm – мы будем более активно продвигать печатные краски VanSon, материалы Fujifilm PressMax и другие решения, чтобы гарантировать нашим клиентам еще более высокий уровень защиты бизнеса.

Какие продукты имеют наилучшие перспективы?

Думаю, что на нашем рынке со временем возобладает общемировая тенденция выбирать материалы и технологии по трем основным критериям: качеству, экономической эффективности и экологической чистоте. На рынке CtP-пластин для офсетной печати перечисленным требованиям наилучшим образом отвечают материалы Fujifilm. В частности, малохимические технологии обработки пластин Fujifilm для фиолетовых и термальных CtP обеспечивают высокую производительность, новый уровень стабильности и экологичности технологического процесса, а также экономию ресурсов.

Как вы оцениваете ситуацию в российской полиграфии, есть ли потенциал для развития?

Потенциал для развития однозначно есть. Хотя многие говорят о стагнации, и в целом настроения скептические, хорошо известно, что очень большая часть российских заказов печатается в Украине, Финляндии, Польше, Китае… Множество типографий в этих и других странах ориентированы на производство журналов, каталогов, книг, упаковки и другой крупнотиражной продукции для России. Возврат заказов в нашу страну решил бы многие проблемы, но для этого определенные усилия должны приложить и государство, и сами полиграфисты. Современные производственные мощности у нас могут быть созданы, но для этого необходимо решить проблему доступности финансовых средств, пересмотреть таможенные пошлины на готовую продукцию и на полиграфические материалы. Необходимое количество типографий имеется, но им нужно дать возможность модернизировать производство. Если государство создаст экономические предпосылки для развития полиграфии, то она быстро выйдет на новый уровень.